Стратегия Компании

Стратегия АО «ФПК» ориентирована на высокий уровень сервиса для пассажиров, устойчивое финансовое развитие и социальную ответственность перед обществом. Эти цели – основа успешной деятельности Компании и ее вклад в развитие транспортной инфраструктуры России.

В целом деятельность АО «ФПК» как ключевой бизнес‑единицы материнской компании сосредоточена на достижении целевых объемных и финансово‑экономических параметров, заложенных в утвержденную Правительством Российской Федерации Программу долгосрочного развития материнской компании до 2025 года.

В 2019 году в АО «ФПК» разработана и утверждена Стратегия развития АО «ФПК» на период до 2030 годаУтверждено решением Совета директоров АО «ФПК» (выписка из протокола № 11 от 27 декабря 2019 г.)., а также сформирована система ее реализации.

В Компании действует Положение о системе ключевых показателей эффективности деятельности АО «ФПК»Утверждено решением Совета директоров АО «ФПК» (выписка из протокола № 9 от 26 декабря 2024 г.)., позволяющее мотивировать менеджмент на достижение стратегических целей Компании через систему целевых ключевых показателей эффективности (КПЭ).

Миссия

Миссия

Видение

Лидер пассажирской мобильности в Российской Федерации

  • Национальный перевозчик, осуществляющий традиционные и скоростные пассажирские перевозки дальнего следования по сетям железных дорог Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья.
  • Лидер в объемах перевозок дальнего следования по территории Российской Федерации.
  • Лидер в сервисах агрегации билетов для перевозок дальнего следования с предложением единого билета, стыкующего железнодорожные перевозки по всем регионам страны.

Клиентоориентированная компания

  • Лидер по качеству обслуживания в наземных перевозках дальнего следования с обеспечением качественного клиентского предложения и удобных для пассажиров условий перевозки в дальнем следовании, включая стыковки с другими видами транспорта и мультимодальные перевозки.

Социально ответственная компания

  • Обеспечение устойчивого развития мобильности для всех клиентских сегментов и регионов Российской Федерации.

Высокоэффективная, финансово устойчивая компания

  • Максимизация финансового результата и самостоятельное обеспечение деятельности.
Количественные характеристики видения АО «ФПК» в 2025 годуВ соответствии с утвержденной Стратегией Компании.
Видение АО «ФПК» Контрольный параметр Прогнозное значение
Лидер пассажирской мобильности в Российской Федерации Количество перевезенных пассажиров 118 млн человек
Клиентоориентированная компания Объем инвестиций на закупку нового подвижного состава 27 млрд руб.
Социально ответственная компания Пассажирооборот в регулируемом сегменте 54 млрд пасс.‑км
Высокоэффективная финансово устойчивая компания Плановые доходы 330 млрд руб.

Стратегические цели Компании

Согласно Стратегии, основной фокус бизнеса Компании направлен на существенное повышение маршрутных скоростей, развитие комплексных услуг с другими видами транспорта (мультимодальные перевозки), наращивание объемов движения на ключевых направлениях внутри Российской Федерации и повышение конкурентоспособности существующей продуктовой линейки. При этом АО «ФПК» продолжает выполнять роль социального перевозчика, которая заключается в обслуживании безальтернативных либо социально значимых маршрутов.

Основные показатели Стратегии сформированы с учетом изменений на транспортном рынке, конкурентной ситуации, требований клиентов и тенденций в сфере развития регуляторной среды пассажирских перевозок.

Стратегические цели АО «ФПК»
Показатель 2025 2030
Отправлено пассажиров, млн человек 118 122
Доходы, млрд руб. 330 431
EBITDA, млрд руб. 53 82
Чистый долг / EBITDA, коэффициент Не более 2
Объем закупки вагонов, шт. > 2,1 тыс. вагонов (накопительно в период с 2025 по 2030 год)
Стратегические цели Компании

Итоги реализации Стратегии в 2024 году

В 2024 году Компания продолжила работать над сохранением и улучшением транспортной доступности в условиях закрытия аэропортов юга России, увеличением пассажиропотока, стимулированием спроса на пассажирские перевозки и оптимизацией издержек. По итогам 2024 года АО «ФПК» было перевезено 112,7 млн пассажиров.

Для предоставления гарантированного качества перевозок Компания непрерывно улучшает свои сервисы и услуги, разрабатывает новые маршруты и обновляет подвижной состав.

С целью обеспечения комфортной и безопасной туристической среды для наших граждан постоянно развивается маршрутная сеть туристических поездов. В их составы включены современные комфортабельные вагоны.

Стратегические направления развития

Сеть

В рамках расширения полигона курсирования двухэтажных поездов в 2024 году назначены следующие поезда:

  • № 741/742, 743/744 Санкт‑Петербург – Москва «Аврора»;
  • № 391/392 Челябинск – Москва;
  • № 63/64 Самара – Санкт‑Петербург.

Парк

Закупка вагонов в 2024 году производилась в рамках долгосрочного договора, заключенного с поставщиками на период до 2025 года. Договор предусматривает поставку четырех партий подвижного состава:

  • вагоны существующего модельного ряда;
  • новые модели одноэтажных вагонов;
  • новые модели двухэтажных вагонов;
  • перспективный подвижной состав одно‑ и двухэтажного исполнения.

В закупаемый подвижной состав вошли вагоны с более совершенным дизайном, обладающие:

  • персональным пространством для отдыха, которое обеспечивает приватность;
  • просторным салоном для свободы движения;
  • низкопольной посадкой и безбарьерностью;
  • выделенными зонами для багажа;
  • высокой технической оснащенностью.

Продукт

Планируется переход на новое унифицированное высококачественное продуктовое предложение. В основе реализации стратегической инициативы – ориентация на интересы потребителей. Компания создает интуитивно понятное предложение для пассажиров, построенное на базе унификации технической оснащенности вагонов и стандартизации дополнительных услуг. По состоянию на конец 2024 года переход на новую продуктовую линейку еще не завершен.

Мультимодальность

В 2024 году Компания осуществляла перевозки по семи направлениям с мультимодальными маршрутами: Кострома – Ярославль, Бокситы – Серов, Белгород – Россошь, Вологда – Ярославль, Арзамас – Дивеево, Уссурийск – Андреевка, Тихоокеанская – Ливадия.

Прочие виды деятельности и смежные бизнесы

Для повышения рыночной устойчивости АО «ФПК» осуществляет диверсификацию деятельности и развивает бизнесы, которые увеличивают доходность перевозок. В их числе:

  • сервисы для пассажиров;
  • развитие железнодорожного туризма;
  • сервисы для путешествий всеми видами транспорта;
  • логистические сервисы (почта, грузы) и т. д.

В рамках развития направления в 2024 году:

  • до 115 увеличено количество поездов АО «ФПК» с предоставлением услуги доступа к информационно‑развлекательной системе «Попутчик»;
  • внедрена новая услуга «Лист ожидания» для подачи заявки на покупку билета на поезд, на который все билеты распроданы, но могут появиться позднее, если в состав добавят вагон или кто‑то вернет билет;
  • расширена карта туристических маршрутов – в отчетном году их количество достигло 39. В 2024 году пассажирам было предложено 28 туристических поездов, включая региональные проекты. По итогам года этой услугой воспользовалось более 114  тыс. человек.

Ключевые показатели эффективности

Для оценки эффективности деятельности АО «ФПК» и его вклада в реализацию стратегических целей материнской компании используется система ключевых показателей эффективности (КПЭ). Перечень КПЭ и методика расчета степени выполнения КПЭ определяются Положением о системе ключевых показателей эффективности деятельности АО «ФПК»Утверждено решением Совета директоров АО «ФПК», выписка из протокола № 9 от 26 декабря 2024 г..

Корпоративные КПЭ АО «ФПК» отражают эффективность деятельности в отчетном году и сформированы с учетом стратегических целей и задач, поставленных перед Компанией.

Перечень годовых корпоративных КПЭ АО «ФПК» на 2024 год включает в себя:

  • индекс удовлетворенности пассажиров (поезда дальнего следования);
  • уровень безопасности движения;
  • отправление пассажиров;
  • доходы от обычных видов деятельности;
  • рентабельность по EBITDA;
  • чистый долг / EBITDA.

По каждому показателю были установлены целевые значения. По итогам 2024 года целевые значения всех корпоративных КПЭ АО «ФПК» были достигнуты.

Ключевые задачи АО «ФПК» на 2025 год

  • Укрепление позиций на рынке пассажирских перевозок за счет развития маршрутной сети, обеспечения нового уровня сервисов, обновления парка подвижного состава, модернизации и обновления производственной инфраструктуры.
  • Реализация инициатив, предусмотренных Стратегией развития АО «ФПК» на период до 2030 года, в том числе:
    • расширение географии перевозок двухэтажными поездами;
    • запуск новых поездов;
    • повышение конкурентоспособности существующей продуктовой линейки;
    • обновление подвижного состава.
  • Обеспечение гарантированного качества перевозок.
  • Разработка и внедрение комплексных маркетинговых проектов по развитию новых предложений на рынке пассажирских перевозок.
  • Достижение индекса удовлетворенности пассажиров поездов дальнего следования не менее чем 88,1 балла.
  • Повышение уровня безопасности движения.
  • Реализация мероприятий по минимизации негативного воздействия на окружающую среду.
  • Развитие человеческого капитала.
  • Развитие цифровых компетенций и активное использование цифровых технологий для повышения эффективности внутренних процессов, совершенствования услуг.
  • Обеспечение транспортной мобильности населения в связи с увеличением пассажиропотока на южных направлениях.