Стратегия Компании
Стратегия АО «ФПК» ориентирована на высокий уровень сервиса для пассажиров, устойчивое финансовое развитие и социальную ответственность перед обществом. Эти цели – основа успешной деятельности Компании и ее вклад в развитие транспортной инфраструктуры России.
В целом деятельность АО «ФПК» как ключевой бизнес‑единицы материнской компании сосредоточена на достижении целевых объемных и финансово‑экономических параметров, заложенных в утвержденную Правительством Российской Федерации Программу долгосрочного развития материнской компании до 2025 года.
В 2019 году в АО «ФПК» разработана и утверждена Стратегия развития АО «ФПК» на период до 2030 годаУтверждено решением Совета директоров АО «ФПК» (выписка из протокола № 11 от 27 декабря 2019 г.)., а также сформирована система ее реализации.
В Компании действует Положение о системе ключевых показателей эффективности деятельности АО «ФПК»Утверждено решением Совета директоров АО «ФПК» (выписка из протокола № 9 от 26 декабря 2024 г.)., позволяющее мотивировать менеджмент на достижение стратегических целей Компании через систему целевых ключевых показателей эффективности (КПЭ).
Миссия

Видение
Лидер пассажирской мобильности в Российской Федерации
- Национальный перевозчик, осуществляющий традиционные и скоростные пассажирские перевозки дальнего следования по сетям железных дорог Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья.
- Лидер в объемах перевозок дальнего следования по территории Российской Федерации.
- Лидер в сервисах агрегации билетов для перевозок дальнего следования с предложением единого билета, стыкующего железнодорожные перевозки по всем регионам страны.
Клиентоориентированная компания
- Лидер по качеству обслуживания в наземных перевозках дальнего следования с обеспечением качественного клиентского предложения и удобных для пассажиров условий перевозки в дальнем следовании, включая стыковки с другими видами транспорта и мультимодальные перевозки.
Социально ответственная компания
- Обеспечение устойчивого развития мобильности для всех клиентских сегментов и регионов Российской Федерации.
Высокоэффективная, финансово устойчивая компания
- Максимизация финансового результата и самостоятельное обеспечение деятельности.
Видение АО «ФПК» | Контрольный параметр | Прогнозное значение |
---|---|---|
Лидер пассажирской мобильности в Российской Федерации | Количество перевезенных пассажиров | 118 млн человек |
Клиентоориентированная компания | Объем инвестиций на закупку нового подвижного состава | 27 млрд руб. |
Социально ответственная компания | Пассажирооборот в регулируемом сегменте | 54 млрд пасс.‑км |
Высокоэффективная финансово устойчивая компания | Плановые доходы | 330 млрд руб. |
Стратегические цели Компании
Согласно Стратегии, основной фокус бизнеса Компании направлен на существенное повышение маршрутных скоростей, развитие комплексных услуг с другими видами транспорта (мультимодальные перевозки), наращивание объемов движения на ключевых направлениях внутри Российской Федерации и повышение конкурентоспособности существующей продуктовой линейки. При этом АО «ФПК» продолжает выполнять роль социального перевозчика, которая заключается в обслуживании безальтернативных либо социально значимых маршрутов.
Основные показатели Стратегии сформированы с учетом изменений на транспортном рынке, конкурентной ситуации, требований клиентов и тенденций в сфере развития регуляторной среды пассажирских перевозок.
Показатель | 2025 | 2030 |
---|---|---|
Отправлено пассажиров, млн человек | 118 | 122 |
Доходы, млрд руб. | 330 | 431 |
EBITDA, млрд руб. | 53 | 82 |
Чистый долг / EBITDA, коэффициент | Не более 2 | |
Объем закупки вагонов, шт. | > 2,1 тыс. вагонов (накопительно в период с 2025 по 2030 год) |

Итоги реализации Стратегии в 2024 году
В 2024 году Компания продолжила работать над сохранением и улучшением транспортной доступности в условиях закрытия аэропортов юга России, увеличением пассажиропотока, стимулированием спроса на пассажирские перевозки и оптимизацией издержек. По итогам 2024 года АО «ФПК» было перевезено 112,7 млн пассажиров.
Для предоставления гарантированного качества перевозок Компания непрерывно улучшает свои сервисы и услуги, разрабатывает новые маршруты и обновляет подвижной состав.
С целью обеспечения комфортной и безопасной туристической среды для наших граждан постоянно развивается маршрутная сеть туристических поездов. В их составы включены современные комфортабельные вагоны.
Стратегические направления развития
Сеть
В рамках расширения полигона курсирования двухэтажных поездов в 2024 году назначены следующие поезда:
- № 741/742, 743/744 Санкт‑Петербург – Москва «Аврора»;
- № 391/392 Челябинск – Москва;
- № 63/64 Самара – Санкт‑Петербург.
Парк
Закупка вагонов в 2024 году производилась в рамках долгосрочного договора, заключенного с поставщиками на период до 2025 года. Договор предусматривает поставку четырех партий подвижного состава:
- вагоны существующего модельного ряда;
- новые модели одноэтажных вагонов;
- новые модели двухэтажных вагонов;
- перспективный подвижной состав одно‑ и двухэтажного исполнения.
В закупаемый подвижной состав вошли вагоны с более совершенным дизайном, обладающие:
- персональным пространством для отдыха, которое обеспечивает приватность;
- просторным салоном для свободы движения;
- низкопольной посадкой и безбарьерностью;
- выделенными зонами для багажа;
- высокой технической оснащенностью.
Продукт
Планируется переход на новое унифицированное высококачественное продуктовое предложение. В основе реализации стратегической инициативы – ориентация на интересы потребителей. Компания создает интуитивно понятное предложение для пассажиров, построенное на базе унификации технической оснащенности вагонов и стандартизации дополнительных услуг. По состоянию на конец 2024 года переход на новую продуктовую линейку еще не завершен.
Мультимодальность
В 2024 году Компания осуществляла перевозки по семи направлениям с мультимодальными маршрутами: Кострома – Ярославль, Бокситы – Серов, Белгород – Россошь, Вологда – Ярославль, Арзамас – Дивеево, Уссурийск – Андреевка, Тихоокеанская – Ливадия.
Прочие виды деятельности и смежные бизнесы
Для повышения рыночной устойчивости АО «ФПК» осуществляет диверсификацию деятельности и развивает бизнесы, которые увеличивают доходность перевозок. В их числе:
- сервисы для пассажиров;
- развитие железнодорожного туризма;
- сервисы для путешествий всеми видами транспорта;
- логистические сервисы (почта, грузы) и т. д.
В рамках развития направления в 2024 году:
- до 115 увеличено количество поездов АО «ФПК» с предоставлением услуги доступа к информационно‑развлекательной системе «Попутчик»;
- внедрена новая услуга «Лист ожидания» для подачи заявки на покупку билета на поезд, на который все билеты распроданы, но могут появиться позднее, если в состав добавят вагон или кто‑то вернет билет;
- расширена карта туристических маршрутов – в отчетном году их количество достигло 39. В 2024 году пассажирам было предложено 28 туристических поездов, включая региональные проекты. По итогам года этой услугой воспользовалось более 114 тыс. человек.
Ключевые показатели эффективности
Для оценки эффективности деятельности АО «ФПК» и его вклада в реализацию стратегических целей материнской компании используется система ключевых показателей эффективности (КПЭ). Перечень КПЭ и методика расчета степени выполнения КПЭ определяются Положением о системе ключевых показателей эффективности деятельности АО «ФПК»Утверждено решением Совета директоров АО «ФПК», выписка из протокола № 9 от 26 декабря 2024 г..
Корпоративные КПЭ АО «ФПК» отражают эффективность деятельности в отчетном году и сформированы с учетом стратегических целей и задач, поставленных перед Компанией.
Перечень годовых корпоративных КПЭ АО «ФПК» на 2024 год включает в себя:
- индекс удовлетворенности пассажиров (поезда дальнего следования);
- уровень безопасности движения;
- отправление пассажиров;
- доходы от обычных видов деятельности;
- рентабельность по EBITDA;
- чистый долг / EBITDA.
По каждому показателю были установлены целевые значения. По итогам 2024 года целевые значения всех корпоративных КПЭ АО «ФПК» были достигнуты.
Ключевые задачи АО «ФПК» на 2025 год
- Укрепление позиций на рынке пассажирских перевозок за счет развития маршрутной сети, обеспечения нового уровня сервисов, обновления парка подвижного состава, модернизации и обновления производственной инфраструктуры.
- Реализация инициатив, предусмотренных Стратегией развития АО «ФПК» на период до 2030 года, в том числе:
- расширение географии перевозок двухэтажными поездами;
- запуск новых поездов;
- повышение конкурентоспособности существующей продуктовой линейки;
- обновление подвижного состава.
- Обеспечение гарантированного качества перевозок.
- Разработка и внедрение комплексных маркетинговых проектов по развитию новых предложений на рынке пассажирских перевозок.
- Достижение индекса удовлетворенности пассажиров поездов дальнего следования не менее чем 88,1 балла.
- Повышение уровня безопасности движения.
- Реализация мероприятий по минимизации негативного воздействия на окружающую среду.
- Развитие человеческого капитала.
- Развитие цифровых компетенций и активное использование цифровых технологий для повышения эффективности внутренних процессов, совершенствования услуг.
- Обеспечение транспортной мобильности населения в связи с увеличением пассажиропотока на южных направлениях.