Обзор рынка

По итогам 2024 года рост российского ВВП составил 4,1 % по сравнению с показателем за предыдущий год.

Индекс потребительских цен в декабре 2024 года составил 101,3 % в сравнении с предыдущим месяцем. Оборот розничной торговли в 2024 году достиг значения 55,6 трлн руб., или 107,2 %, в сопоставимых ценах к 2023 году. Рост платных услуг населению в 2024 году составил 3,3 %.

В 2024 году российский рынок труда демонстрировал устойчивость – наблюдался высокий рост заработных плат на фоне низкой безработицы, уровень которой по итогам 2024 года составлял в среднем 2,5 %.

Основные показатели развития экономикиИсточник данных: Росстат (https://rosstat.gov.ru/).% к предыдущему году
Показатель 2024
ВВПОценка Росстата по информации Минэкономразвития России ( https://economy.gov.ru/). 104,1
Индекс потребительских цен 108,5
Уровень безработицы 2,5
Оборот розничной торговли 107,2
Объем платных услуг населению 103,3

Темпы роста заработной платы в ноябре 2024 года увеличились. В номинальном выражении ее рост составил 16,8 % в сравнении с аналогичным периодом 2023 года, а в реальном выражении – 7,3 %.

Российский рынок пассажирских перевозок в дальнем следовании

Основную конкуренцию АО «ФПК» на рынке пассажирских перевозок в дальнем следовании составляют авиаперевозчики, автобусные перевозчики и личный автотранспорт. За последние годы произошло существенное усиление конкурентного давления на рынке дальних пассажирских перевозок за счет развития авиации, увеличения парка личных автомобилей, расширения списка современных сервисов по совместному использованию транспортных средств, активной реализации мер государственной поддержки по развитию региональной авиации, строительства и реконструкции новых автодорог и аэропортов. Железнодорожный транспорт перестал занимать доминирующее положение на рынке дальних пассажирских перевозок.

Структура рынка пассажирских перевозок во внутригосударственном сообщенииИсточники данных: железнодорожный транспорт – статистическая отчетность ЦО‑33, ЦО‑32, авиатранспорт – Федеральное агентство воздушного транспорта (www.favt.ru) и экспертная оценка по данным «Росавиа», автобусный транспорт – экспертная оценка по данным Росстата (www.gks.ru).%
Доли участников рынка пассажирских перевозок в дальнем следовании в общем пассажирообороте, %
Перевозчик 2022 2023 2024
Железнодорожный транспорт, в том числе: 35,7 36,9 37,6
АО «ФПК» 31,1 31,9 32,4
ДОСС – филиал ОАО «РЖД» 1,8 1,7 1,7
«Гранд Сервис Экспресс» 2,4 2,8 3,0
Другие 0,4 0,5 0,5

Рост доли пассажирооборота железнодорожного транспорта с 35,7 % в 2022 году до 37,6 % в 2024 году связан со следующими факторами: увеличением транспортной подвижности населения, сокращением числа воздушных судов и закрытием ряда аэропортов с 24 февраля 2022 г. на юге России.

Динамика пассажирооборота на рынке пассажирских перевозок в дальнем следовании во внутригосударственном сообщении за 2024 год к уровню 2023 года составила 103,2 % (к уровню 2022 года – 113,3 %).

Комплексной программой развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации до 2030 годаРаспоряжение Правительства Российской Федерации от 4 мая 2024 г. № 1102‑р. на 2025 год предусмотрено снижение объемов перевозок пассажиров на внутренних воздушных линиях на  9,5% к уровню 2024 года.

Средняя дальность перевозок во внутригосударственном сообщении поездами АО «ФПК» за 12 месяцев 2024 года составила 850 км (на 3 км больше, чем в 2023 году).

На сегодняшний день АО «ФПК» является лидером на рынке железнодорожных пассажирских перевозок в дальнем следовании, однако наблюдается рост внутренней конкуренции с такими перевозчиками, как ДОСС и АО ТК «Гранд Сервис Экспресс». Доля Компании среди российских железнодорожных перевозчиков за 2024 год составила 86,1 %, что несущественно (на 0,5 п. п.) ниже показателя 2023 года. Расширение маршрутной сети на направлениях, где отсутствует сообщение поездами формирования АО «ФПК», а также скоростные преимущества подвижного состава конкурентов являются основными причинами снижения доли АО «ФПК» в объеме перевозок железнодорожным транспортом.

Российский рынок пассажирских перевозок

Компании – аналоги АО «ФПК»

Показатель АО «ФПК» DB Fernverkehr (ФРГ) SNCF Voyageurs (Франция)
2023 2024 К 2023 году, % 2023 2024 К 2023 году, % 2023 2024 К 2023 году, %
Количество перевезенных пассажиров, млн человек 108,1 112,7 104 140,3 133,4 95 124,0 129,0 104
Доходы,  млрд  евро 3,4 3,7 109 5,9 5,8 99 9,7 10,2 105
DB Fernverkehr (Германия)

DB Fernverkehr – бизнес‑единица в группе Deutsche Bahn, осуществляющая национальные скоростные и международные пассажирские перевозки в поездах дальнего следования.

Ремонтная деятельность, сервис, управление подвижным составом, коммуникации и ИТ‑деятельность осуществляются специализированными компаниями группы Deutsche Bahn.

SNCF Voyageurs, бизнес‑блок – TGV‑Intercités (Франция)

TGV‑Intercités – бизнес‑блок пассажирского подразделения холдинга SNCF – SNCF Voyageurs, специализирующийся на перевозках пассажиров в поездах дальнего следования во Франции и других странах Европы.

Ремонтная деятельность, сервис, управление подвижным составом, коммуникации и ИТ‑деятельность осуществляются специализированными компаниями группы SNCF Voyageurs.

АО  «ФПК» (Россия)

В отличие от названных выше компаний, деятельность АО «ФПК» включает в себя большинство существенных бизнес‑процессов: приобретение, обслуживание и ремонт подвижного состава, организацию продаж, сбор доходов, управление и администрирование, коммуникации и ИТ‑деятельность. АО «ФПК» имеет 10 региональных филиалов, разветвленную сеть депо и вагонных участков и персонал, обеспечивающий все бизнес‑процессы.

Компании – аналоги АО «ФПК»