Инвестиционная деятельность

Инвестиционная политика Компании является элементом реализации Стратегии развития и определяет приоритеты, структуру инвестирования, устанавливает критерии инвестиционной привлекательности проектов, направление использования инвестиций и их источники.

Инвестиционная программа АО «ФПК» на 2024–2026 годы утверждена решением Совета директоров АО «ФПК».

Поскольку подвижной состав является для АО «ФПК» основным средством производства, его обновление производится ежегодно для обеспечения бесперебойности производственной деятельности.

Инвестиции и их ранжирование

Проекты, реализуемые АО «ФПК», ранжируются по пяти типам:

  • долгосрочные проекты;
  • возмещение выбытия основных средств с наличием экономического эффекта;
  • экономически эффективные проекты;
  • возмещение выбытия основных средств с наличием технологического эффекта;
  • технологические и социальные проекты.

Проектам присваивается ранг от 0 до 100. Проекты с наибольшим значением ранга имеют более высокий приоритет при включении в Инвестиционную программу.

Инвестиционная деятельность

Структура инвестиций

Основная доля инвестиций АО «ФПК» (75,5 млрд руб., или 93,6 %) в 2024 году была направлена на обновление пассажирского подвижного состава: приобретение новых пассажирских вагонов (55,9 млрд руб.) и модернизацию пассажирского подвижного состава (19,6 млрд руб.).

Инвестиции в размере 5,2 млрд руб., или 6,4 %, были направлены на обновление деповского хозяйства, развитие информационных технологий и прочие проекты.

Структура Инвестиционной программы, млрд руб.
Показатель 2022 2023 2024 К 2023 году
Приобретение подвижного состава 30,5 38,4 55,9 17,5
Модернизация подвижного состава 8,7 10,5 19,6 9,1
Обновление деповского хозяйства 0,7 1,7 2,8 1,1
Развитие информационных технологий 0,6 1,4 2,1 0,7
Прочие проекты 0,1 0,3 0,3
Итого 40,6 52,3 80,7 28,4

Обновление пассажирского подвижного состава

Инвестиционные затраты в 2024 году составили 75,5 млрд руб., включая следующие затраты:

  • на приобретение пассажирских вагонов – 55,9 млрд руб., в том числе:
    • 376 одноэтажных вагонов модельного ряда «2019»,
    • 20 одноэтажных вагонов модельного ряда «2018»,
    • 2 одноэтажных вагона «Люкс» и 2 служебно‑технических вагона, бывших в эксплуатации,
    • 154 двухэтажных вагона модельного ряда «2018»;
  • модернизацию пассажирского подвижного состава – 19,6 млрд руб.

Новый подвижной состав приобретался для обновления парка и компенсации выбытия по истечении срока службы.

При формировании программы приобретения вагонов установлены приоритеты в закупке подвижного состава для компенсации выбытия вагонов по сроку службы и обновления вагонов в поездах, генерирующих прибыль. Для реализации этой цели в 2024 году закуплено 396 одноэтажных вагонов, объем вложений составил 34,1 млрд руб.

Кроме того, для перспективных направлений, характеризующихся высоким спросом на пассажирские перевозки, было приобретено 154 двухэтажных вагона на сумму 21,7 млрд руб. с целью организации курсирования поездов по маршрутам № 25/26 Санкт‑Петербург – Москва «Смена – А. Бетанкур», № 63/64 Самара – Санкт‑Петербург, № 391/392 Челябинск – Москва, № 743/744 Санкт‑Петербург – Москва «Аврора».

Обновление пассажирского подвижного состава

Модернизация пассажирского подвижного состава

Инвестиционные затраты в 2024 году составили
19,6 млрд руб.

Основная доля инвестиций (19,3 млрд руб., или 98,5 %) направлена на проведение капитально‑восстановительного ремонта с продлением срока службы 67 вагонов, капитального ремонта в объеме КР‑2 – 711 вагонов и капитального ремонта вагонов в объеме КР‑1 – 1 538 вагонов.

Обновление деповского хозяйства

Инвестиционные затраты в 2024 году составили
2,8 млрд руб.

Основными направлениями инвестирования в деповское хозяйство являются:

  • реконструкция производственных мощностей – 1,2 млрд руб.;
  • приобретение оборудования, необходимого для обеспечения бесперебойной работы депо – 1,6 млрд руб.

Развитие информационных технологий

Инвестиционные затраты в 2024 году достигли
2,1 млрд руб.

Основные направления инвестирования:

  • создание информационной системы «Цифровой HR»;
  • развитие и импортозамещение ИТ‑инфраструктуры;
  • поставка оборудования для трансляции аудиозаписей и регистрации служебных переговоров по поездной радиосвязи и радиотрансляционной сети;
  • поставка персональных компьютеров, сетевого, серверного и периферийного оборудования.

Прочие проекты

Инвестиционные затраты в 2024 году достигли
0,3 млрд руб.

Основные направления инвестирования: приобретение оборудования для обеспечения транспортной безопасности, создание конструкторской документации и др.

Приоритетные инвестиции

Инвестиции в клиентоориентированность

На повышение качества своих услуг в 2024 году Компания израсходовала 59,2 млрд руб., в том числе:

  • на сокращение времени в пути и повышение качества и безопасности пассажирских перевозок за счет поставки новой техники, отличающейся высокой экономичностью, лучшими эксплуатационными и потребительскими качествами (приобретено 550 новых пассажирских вагонов) – 55,8 млрд руб.;
  • капитально‑восстановительный ремонт пассажирских вагонов (67 единиц) – 3,4 млрд руб.

Вложения в безопасность

На обеспечение безопасности и качества перевозок в 2024 году направлено 1,7 млрд руб.:

  • замена оборудования, выбывающего по истечении срока службы – 1,6 млрд руб.;
  • установка в пассажирских вагонах при плановых видах ремонта новых рам, надрессорных балок и тележек колеи 1 520 мм – 0,1 млрд руб.

Модернизация основных фондов

Для поддержания действующих производственных мощностей по ремонту и обслуживанию вагонов АО «ФПК» на реконструкцию и модернизацию основных фондов в 2024 году направлено 1,2 млрд руб.

Источники финансирования

Источниками финансирования Инвестиционной программы в 2024 году являлись:

  • собственные средства – 63,6 млрд руб.;
  • привлеченные средства – 17,0 млрд руб.;
  • прочие – 0,1 млрд руб.
Модернизация основных фондов