Управление рисками

В условиях постоянно меняющихся тенденций и нестабильности внешней среды любая компания нуждается в грамотно проводимой политике по управлению рисками. Недостаточность информации и некорректные расчеты способны в кратчайшие сроки принести компании колоссальные убытки или поставить ее на грань банкротства, но грамотный анализ множества данных, непредвзятые выводы и компетентные управленческие решения на их основе способны не только снизить негативные тенденции со стороны внешнего окружения, но и вывести ее на новый уровень.

Выявление рисков и принятие решений в условиях неопределенности – это значимые элементы процесса управления деятельностью АО «ФПК», результативность которого полностью зависит от средств и методов, применяемых для идентификации и оценки рисков. Осознанное применение инструментов риск‑мененджмента позволило АО «ФПК» противостоять флуктуациям внешней среды, сохранить стабильность, обеспечить разумную уверенность в достижении своих целей и таким образом, несмотря на все ограничения, вызовы и санкции, на практике подтвердить свою способность надежно, качественно и безопасно обеспечить транспортную доступность населения Российской Федерации.

Система управления рисками

Управление рисками в АО «ФПК» – непрерывный и системный процесс, протекающий на всех уровнях Компании, интегрированный с бизнес‑процессами и направленный на снижение негативного влияния рисков, повышение уверенности в достижении целей и решение задач АО «ФПК».

Все подразделения Компании вовлечены в процесс управления рисками по кругу ведения.

Общая координация и методологическая поддержка процесса управления рисками, подготовка и представление отчетов руководству АО «ФПК», организация обучения сотрудников Компании по вопросам управления рисками осуществляется отделом управления рисками в составе Управления стратегического развития и управления рисками.

Управление рисками в АО «ФПК» осуществляется на основании следующих документов:

  • Политики в области управления рисками и внутреннему контролю АО «ФПК»;
  • Методических рекомендаций по определению приемлемой величины рисков (риск‑аппетита);
  • Методических рекомендаций по управлению рисками и внутреннему контролю;
  • Регламента взаимодействия в процессе управления рисками и подготовки отчетности.

В 2024 году в АО «ФПК» на основании перечисленных нормативных документов велось управление общекорпоративными рисками. Управление операционными рисками более низкого уровня осуществлялось по упрощенной схеме, в рамках ограниченных процедур.

Оценка надежности и эффективности СУРиВК возложена на Отдел внутреннего аудита.

Принципы управления рисками

В соответствии с Политикой по управлению рисками и внутреннему контролю АО «ФПК» (далее – Политика) основной целью СУРиВК является обеспечение разумной уверенности в достижении:

  • стратегических целей;
  • операционных целей;
  • целей в области соблюдения требований нормативных правовых актов Российской Федерации и (или) международных правовых актов и нормативных документов Компании (комплаенс);
  • целей в области обеспечения достоверности, своевременности и качества всех видов отчетности.

Политикой также определено, что организация и функционирование СУРиВК в АО «ФПК» осуществляются в соответствии со следующими принципами:

1. Интегрированность и комплексность

Внутренний контроль является неотъемлемой частью системы управления рисками, а система управления рисками и внутреннего контроля – частью корпоративного управления. При этом управление рисками встраивается в стратегическую и операционную деятельность, процессное и проектное управление и является неотъемлемой частью деятельности всей Компании (в том числе посредством учета рисков при планировании, организации деятельности, принятии решений, разработке и принятии нормативных документов). В процессе управления рисками АО «ФПК» учитывает наилучшую доступную информацию, баланс возможностей и рисков, издержек на управление рисками, ожидаемых выгод и поддерживает осведомленность и информированность заинтересованных сторон.

2. Структурированность

Управление рисками осуществляется с учетом единых нормативно‑методических подходов для получения представления о совокупности рисков и портфеле рисков для обеспечения сопоставимости информации, включая оценку рисков и понимание их влияния на определенные параметры (показатели).

3. Адаптивность и динамичность

Управление рисками должно учитывать внутреннюю и внешнюю среду Компании (включая корпоративную культуру и структуру), актуальные цели, накопленный опыт и гибко на них реагировать, в том числе в процессе непрерывного совершенствования СУРиВК.

Принципы управления рисками

Основные задачи системы управления рисками и внутреннего контроля

Основные задачи СУРиВК включают в себя:

  • создание инфраструктуры и нормативно‑методологической основы для реализации процесса управления рисками, в том числе в рамках стратегической и операционной деятельности, процессного и проектного управления;
  • интеграцию процедур управления рисками и внутреннего контроля в стратегическую и операционную деятельность Компании;
  • повышение устойчивости и эффективности Компании, проектов, бизнес‑процессов за счет управления рисками, включая постановку целей и принятие решений с учетом рисков.

Центрами принятия управленческих решений в части управления рисками в АО «ФПК» являются Совет директоров и Генеральный директор, для которых Комитет по аудиту и рискам Совета директоров и Комитет по управлению рисками разрабатывают рекомендации в области риск‑менеджмента.

Совершенствование системы управления рисками и внутреннего контроля в 2024 году

В 2024 году, в соответствии с Политикой в области управления рисками и внутреннему контролю ОАО «РЖД», была актуализирована и утверждена Политика в области управления рисками и внутреннему контролю АО «ФПК». Принятие этого документа направлено на повышение адаптивности Компании, ее основных процессов и систем, а также обеспечение поддержки достижения поставленных перед АО «ФПК» целей.

В течение 2024 года реализована Программа развития системы управления рисками и внутреннего контроля в АО «ФПК» на 2024 год, направленная на развитие и повышение эффективности СУРиВК. В рамках Программы:

  • на более высоком уровне реализованы подходы к идентификации, анализу и оценке рисков Компании;
  • проведено повышение квалификации владельцев рисков путем обучения в одном из ведущих учебных заведений страны;
  • продолжилась автоматизация процесса управления рисками, в том числе разработка и внедрение автоматизированной информационной панели мониторинга индикаторов рисков.

Отдел внутреннего аудита провел оценку надежности и эффективности процесса управления рисками и внутреннего контроля за 2023 год. Результаты проведенной оценки показали повышение качества функционирования СУРиВК в 2023 году в сравнении с предыдущими периодами, при этом сохранились некоторые недостатки, ограничивающие рост эффективности СУРиВК и ее развития с учетом наилучших практик. В связи с этим в 2024 году был подготовлен ряд рекомендаций по зонам развития, которые включены в Программы развития системы управления рисками и внутреннего контроля АО «ФПК» на 2024 год и на 2025 год.

В 2025 году в целях совершенствования СУРиВК АО «ФПК» планируется реализация следующих концепций и мероприятий (проектов):

  • развитие СУРиВК с учетом реализации проекта по совершенствованию и развитию интегрированной модели управления рисками ОАО «РЖД»;
  • повышение квалификации причастных сотрудников на разных уровнях;
  • дальнейшая автоматизация процесса управления рисками;
  • дальнейшее совершенствование подходов к идентификации, анализу и оценке рисков Компании.

Модель трех линий защиты

В ходе ведения деятельности АО «ФПК» использует подход модели трех линий защиты, которая основывается на разделении ролей и обязанностей. Каждая линия защиты повышает вероятность успешного достижения АО «ФПК» своих целей.

Применяемые методы воздействия на риски

Методами воздействия на риски АО «ФПК» являются:

  • избежание риска – отказ от деятельности или проекта, которым характерен (присущ) данный риск, если при этом другие стратегии воздействия на риск (минимизация, передача или принятие риска) экономически неэффективны или невозможны. Такая стратегия применима для управления отдельными специфическими рисками и (или) новыми направлениями деятельности, проектами;
  • минимизация риска – воздействие на риск при помощи мероприятий, направленных на снижение вероятности и (или) потенциального влияния рискового события в случае его реализации до допустимого уровня. Мероприятия по минимизации риска могут включать внедрение и выполнение контрольных процедур, реализацию прочих мероприятий (например, создание резервов для покрытия убытков, вызванных реализацией рискового события);
  • принятие риска – способ воздействия, при котором активное воздействие на риск не применяется. Используется в случаях, когда уровень риска находится на допустимом уровне либо если избежание, минимизация и передача риска экономически неэффективны либо невозможны (к примеру, это относится к политическим или макроэкономическим рискам);
  • передача риска – перенос риска, который осуществляется в случаях, когда минимизация риска со стороны Компании неэффективна, при этом уровень риска не является допустимым (риск невозможно принять), но для воздействия на риск возможно использовать услуги сторонней компании. Передача риска в основном направлена на ослабление влияния последствий, а не на снижение вероятности реализации риска.
Применяемые методы воздействия на риски

Организационная структура управления рисками АО «ФПК»

Организационная структура управления рисками соответствует Политике по управлению рисками и внутреннему контролю АО «ФПК».

Совет директоров
  • Определяет общие принципы и подходы к организации СУРиВК
  • Утверждает и пересматривает Политику по управлению рисками и внутреннему контролю
  • Рассматривает вопросы организации, функционирование и эффективности СУРиВК
  • Утверждает приемлемую величину рисков (риск‑аппетит), включая подход к ее определению
Комитет по аудиту и рискам Совета директоров
  • Контролирует надежность и эффективность СУРиВК, включая оценку эффективности процедур управления рисками и внутреннего контроля и подготовку предложений по ее совершенствованию
  • Анализирует и оценивает исполнение Политики в области управления рисками и внутреннему контролю
Ревизионная комиссия
  • Проверяет и анализирует функционирование системы внутреннего контроля и системы управления финансовыми и операционными рисками
  • Информирует акционера, Совет директоров и Генерального директора Общества о предложениях по совершенствованию системы и внутреннего контроля
  • Подготавливает информацию об основных выявленных рисках с анализом причин их возникновения и рекомендаций по снижению данных рисков
Генеральный директор
  • Обеспечивает выполнение решений Совета директоров в отношении СУРиВК
  • Утверждает нормативные документы в сфере управления рисками и внутреннего контроля
  • Обеспечивает создание, поддержание и развитие СУРиВК
Заместители Генерального директора
  • Организуют в рамках своей компетенции работу по совершенствованию и функционированию СУРиВК
  • Могут выполнять функции владельца риска
Заместитель Генерального директора, координирующий и контролирующий деятельность структурного подразделения по координации управления рисками и построению системы внутреннего контроля
  • Осуществляет координацию работы по совершенствованию и развитию СУРиВК
Структурное подразделение по координации управления рисками и построению системы внутреннего контроля
  • Осуществляет общую координацию и методологическую поддержку процесса управления рисками
  • Разрабатывает и актуализирует общекорпоративную нормативно‑методическую базу СУРиВК
  • Осуществляет методологическую поддержку в рамках СУРиВК, мониторинг применения единых методологических подходов в области управления рисками и внутреннего контроля в Обществе
  • Организует автоматизацию процессов формирования общекорпоративной отчетности по рискам
  • Координирует процедуру самооценки (анализа) СУРиВК
  • Подготавливает сводную информацию о приемлемой величине рисков (риск‑аппетите) Общества
  • Консолидирует информацию, предоставленную подразделениями, и формирует сводную отчетность по рискам Общества, в том числе для представления органам управления, а также осуществляет анализ портфеля рисков
  • Осуществляет проверку и контроль формирования отчетности по рискам Общества в части соответствия нормативной документации в области управления рсками и внутреннего контроля.
  • При необходимости предоставляет предложения по корректировке, разрабатывает и актуализирует программу развития СУРиВК, организует обучение в области СУРиВК
Подразделения, осуществляющие координацию процесса управления отдельными типами рисков
  • Разрабатывают и актуализируют нормативные документы Общества в части управления отдельными типами рисков
  • Осуществляют методологическую поддержку работников Общества в рамках управления отдельными типами рисков
  • Координируют процедуру оценки (самооценки) анализа эффективности управления по отдельным типам рисков
  • Осуществляют анализ и формируют отчетность по управлению отдельными типами рисков (в том числе по мероприятиям по воздействию на них)
  • Организуют (координируют) обучение в области управления отдельными типами рисков
Структурное подразделение внутреннего аудита
  • Осуществляет системную и последовательную оценку надежности и эффективности СУРиВК
  • Предоставляет независимую и объективную информацию Совету директоров и исполнительным органам Общества о надежности и эффективности СУРиВК
  • Разрабатывает предложения и рекомендации по повышению надежности и эффективности СУРиВК
  • Осуществляет мониторинг и контроль выполнения подразделениями Общества, мероприятий по устранению выявленных в ходе внутреннего аудита нарушений, недостатков по совершенствованию СУРИВК
  • Предоставляет информацию подразделению по управлению рисками и внутреннего контроля о рисках, выявленных по итогам проверок и мероприятиях по совершенствованию СУРиВК
Структурное подразделение, осуществляющее организацию и проведение последующего внутреннего контроля
  • Организует и проводит последующий внутренний контроль, направленный на достижение экономической стабильности и финансовой прозрачности Общества и дочерних и зависимых обществ с его участием
  • Информирует руководство Общества о состоянии финансово‑хозяйственной деятельности, выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий нарушениях, недостатках и рисках
  • Осуществляет контроль за своевременным устранением выявленных нарушений и недостатков в финансово‑хозяйственной деятельности, выполнением поручений и решений, принятых по итогам проведенных контрольных мероприятий
Прочие подразделения, осуществляющие проверочную деятельность
  • Осуществляют проверочную деятельность (в том числе проверки, аудиты, ревизии) и мониторинг устранения выявленных нарушений (недостатков), в том числе, в части эффективности управления рисками и внутреннего контроля по отдельным типам рисков, областям (направлениям) деятельности
Владельцы рисков
  • Организуют и обеспечивают эффективное функционирование СУРиВК (в пределах своих полномочий и ответственности)
Работники Общества
  • Выполняют процедуры управления рисками и внутреннего контроля (в рамках своих обязанностей и полномочий), включая выполнение мероприятий по воздействию на риски
  • Информируют непосредственного руководителя о выявленных рисках, случаях реализации риска, эффективности воздействия на риск
  • Предоставляют непосредственному руководителю предложения по повышению эффективности СУРиВК

Этапы процесса управления рисками

В соответствии с Политикой процесс управления рисками в Компании состоит из следующих этапов.

  1. Выявление рисков.
  2. Анализ и оценка рисков.
  3. Воздействие на выявленные риски.
  4. Мониторинг и пересмотр.
  5. Обмен информацией и консультирование.

В рамках указанных процессов формируется информация о рисках, которая может представляться исполнительным органам, Комитету по аудиту и рискам Совета директоров, Совету директоров и иным заинтересованным сторонам. Такая информация представляется в том числе в рамках документов, планов, программ и отчетов, среди которых могут быть материалы к финансовому плану, ключевые показатели деятельности, инвестиционная программа, программа инновационного развития, годовые отчеты, долгосрочная программа развития и отчеты по ее исполнению, а также прочие стратегические документы Компании.

Ключевые риски

В 2024 году Комитет по управлению рисками АО «ФПК» сформировал и одобрил реестр комплаенс-рисков. На массиве данных филиалов был проведен корреляционный анализ с целью выявления риск-факторов, влияющих на уровень удовлетворенности пассажиров качеством поездки, определена архитектура взаимодействия аппарата управления Компании с ее филиалами в области СУРиВК.

Реестр ключевых рисков АО «ФПК» был актуализирован как по количественному, так и по качественному составу:

  • количество рисков в реестре не изменилось и составило 23 риска;
  • количество ключевых рисков уменьшилось с 12 до 7 рисков;
  • количество владельцев рисков сохранилось на прежнем уровне и составило 15 владельцев рисков.
Реестр ключевых рисков АО «ФПК»
Бизнес‑процесс Риск‑факторы Мероприятия по воздействию на риски
Управление финансово‑экономической деятельностью
  1. Инфраструктурная составляющая
  2. Локомотивная составляющая
  3. Вагонная составляющая
  1. Снижение расходов за счет повышения использования вместимости подвижного состава
  2. Привлечение студентов МООО «РСО» к летним и зимним перевозкам
  3. Анализ предикативных индикаторов риска и оперативное реагирование на их изменение
Маркетинг
  1. Снижение привлекательности внутреннего туризма
  2. Конкуренция с альтернативными видами транспорта
  3. Дефицит подвижного состава
  4. Чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия
  5. Макроэкономическая ситуация
  6. Дефицит емкости, не связанный с дефицитом подвижного состава
  7. Изменение размеров движения АО «ФПК», подготовка расписания
  8. Тарифная политика
  9. Отмена режима закрытия аэропортов, а также решение сопутствующих проблем, связанных с эксплуатацией воздушных судов
  10. Качество обслуживания пассажиров в поездах
  11. Наличие персонала для обеспечения перевозок
  12. Изменение пассажиропотока вследствие ограничительных мер, принимаемых при эпидемиях и пандемиях
  1. Анализ показателей работы пассажирских поездов АО «ФПК» и последующее принятие управленческих решений в соответствии с результатами анализа
  2. Реализация маркетинговых инициатив и управление тарифами
  3. Подготовка предложений по разработке графика движения пассажирских поездов
  4. Подготовка предложений и согласование схем составов пассажирских поездов во внутригосударственном сообщении
  5. Разработка предложений по оптимизации показателей на основе проведенного анализа информации о сезонах спада пассажирских перевозок
  6. Продолжение работы по введению невозвратных билетов на железнодорожном транспорте
Управление качеством
  1. Снижение CSI по параметрам
  2. Некорректность расчетов
  3. Недостоверность сведений об уровне удовлетворенности пассажиров
  1. Мероприятия, направленные на повышение качества обслуживания
  2. Стимулирование пассажиров к участию в анкетировании по оценке качества услуг, предоставляемых в поездах дальнего следования АО «ФПК»
  3. Ежемесячный мониторинг уровня CSI по составляющим параметрам
  4. Повышение корректности записей ответов в базу
Управление ИТ
  1. Отказ аппаратной и (или) программной части автоматизированных систем, вычислительного и периферийного оборудования, устройств связи и телекоммуникаций
  2. Непредоставление услуг и товаров сторонними организациями
  3. Окончание сроков действия лицензий на иностранное программное обеспечение
  4. Отсутствие возможности закупки или обновления оборудования
  1. Своевременная замена оборудования, выработавшего срок эксплуатации
  2. Резервирование критически важных узлов инфраструктуры
  3. Разработка регламентов:
      • распечатка бумажных посадочных ведомостей на время восстановления работоспособности информационных систем (ИС);
      • использование альтернативных ИС и координация действий с сотрудниками региональных подразделений;
      • разработка регламентов по восстановлению работоспособности ИС для сокращения времени простоя
  4. Замена иностранного ПО на отечественные аналоги:
    • поиск или разработка альтернативного ПО;
    • проведение анализа на предмет наличия или окончания срока действия лицензий
Управление инвестиционной деятельностью
  1. Нарушение планируемого срока заключения договоров поставщиками (подрядчиками) по объектам в составе проекта
  2. Неисполнение поставщиками (подрядчиками) договорных обязательств
  3. По результатам конкурса сформированная цена была выше ожидаемой (заложенной в проект), договор не был заключен
  4. Увеличение цены договора
  5. Отсутствие конкурентов в области железнодорожного машиностроения, вагоностроения пассажирского сегмента
  1. Проведение переговоров с контрагентами по своевременной поставке подвижного состава, согласование графика восполнения допущенного отставания (при несвоевременных поставках)
  2. Формирование планов мероприятий по восполнению допущенного отставания
  3. Ведение претензионной работы с контрагентами
  4. Установка реалистичных сроков в договорах, проработка вопроса по заключению рамочных договоров
  5. Автоматизация процесса закупочной деятельности
  6. Переговоры с потенциальными исполнителями о снижении цены договора, объявление повторного конкурса с более высокой ценой
Контрольные процедуры:
  • мониторинг поставленных вагонов в плановом периоде;
  • анализ баланса парка вагонов АО «ФПК» на достаточность рабочего парка для вывоза пассажиров в пиковый период
Управление безопасностью
  1. Невыполнение договорных обязательств подрядчиками
  2. Снижение качества выполнения плановых видов ремонта и технического обслуживания пассажирских вагонов в условиях депо
  3. Возникновение транспортных происшествий и иных событий по вине поездной бригады
  4. Столкновение, сход железнодорожного подвижного состава при маневровой работе, экипировке или других передвижений по вине сотрудников АО «ФПК»
  1. Разработка программы мероприятий по уменьшению частоты транспортных происшествий, событий, тяжести их последствий и достижению установленных целевых показателей безопасности движения АО «ФПК» на 2024 год
  2. Проведение претензионной работы
  3. Проведение инструктажей сотрудникам поездных бригад по вопросам выполнения требований нормативно‑технической документации, в том числе по действиям в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций в пути следования поездов
  4. Своевременное информирование сотрудников филиалов АО «ФПК» и их структурных подразделений об изменениях порядка обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также на железнодорожном пути, находящемся в ведении функционального филиала или структурного подразделения ОАО «РЖД»
  5. Проведение разборов случаев нарушения безопасности движения, разработка планов корректирующих мероприятий по допущенным случаям нарушения безопасности движения
Контрольные процедуры:
  • осуществление мониторинга выполнения целевых показателей надежности технических средств, снижения технологических нарушений и поездо‑часов потерь от них;
  • проведение анализа надежности и качества пассажирских вагонов парка АО «ФПК»;
  • осуществление контроля за сроками выполнения плановых видов ремонта и технического обслуживания, в том числе с использованием АСУ ПВ
Нарушение руководителями и сотрудниками АО «ФПК» всех уровней корпоративного управления требований антикоррупционного законодательства и нормативных документов АО «ФПК» в сфере противодействия коррупции
  1. Мероприятия Плана противодействия коррупции в АО «ФПК» на 2021–2024 годы
  2. Планы мероприятий по минимизации коррупционных рисков в подразделениях АО «ФПК»
Контрольные процедуры:
  • мониторинг и анализ выполнения мероприятий, предусмотренных Планом противодействия коррупции в АО «ФПК» на 2021–2024 годы, а также планами мероприятий по минимизации коррупционных рисков в подразделениях;
  • мероприятия Плана проведения проверок соблюдения требований нормативных документов в сфере предупреждения и противодействия коррупции на 2024 год;
  • мониторинг и анализ уголовных дел коррупционной направленности
Карта ключевых рисков АО «ФПК» на 2024 год
№п. п. Наименование бизнес‑процесса
1 Управление финансово‑экономической деятельностью
2 Маркетинг
3 Управление безопасностью
4 Управление ИТ
5 Управление инвестиционной деятельностью
6 Управление менеджментом качества

Связь ключевых рисков со Стратегией Компании

В Стратегии развития АО «ФПК» до 2030 года определен следующий перечень стратегических контрольных показателей:

  • число отправленных пассажиров;
  • доходы;
  • EBITDA;
  • чистый долг / EBITDA;
  • объем закупки вагонов.

В 2024 году основное влияние на достижение ключевых показателей деятельности АО «ФПК» оказывали следующие факторы:

  • улучшение макроэкономической ситуации, выраженной в росте ВВП и увеличении реально располагаемых доходов населения выше запланированных;
  • изменение структуры перевозок во внутригосударственном сообщении в связи с сохранением ограничений на перелеты на юге России, а также сокращением количества воздушных судов.

При этом для достижения установленных целей Стратегия предусматривает реализацию ряда стратегических проектов. Компания реализует стратегические проекты с учетом макроэкономической ситуации в стране с соответствующей корректировкой темпов и масштабов реализации, объемов необходимых ресурсов.

Поскольку ключевые риски могут оказать значительное негативное влияние на деятельность АО «ФПК» в части реализации Стратегии, Компания уделяет должное внимание управлению ключевыми рисками. Реестр ключевых рисков утверждается Генеральным директором на основании решения Совета директоров по результатам его рассмотрения и с учетом мнения Комитета по аудиту и рискам Совета директоров. В дальнейшем Совет директоров осуществляет контроль реализации подразделениями АО «ФПК» мероприятий по воздействию на ключевые риски.

Связь ключевых рисков со Стратегией Компании

Риски в области устойчивого развития

В АО «ФПК» также идентифицированы риски в области устойчивого развития, определены возможные последствия для Компании в случае их реализации и разработаны мероприятия по воздействию на них.

Реестр рисков в области устойчивого развития
№ п. п. Наименование риска Возможные последствия Мероприятия воздействию на риски
1 Возникновение транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта
  1. Материальный ущерб
  2. Репутационный ущерб
  3. Угроза здоровью и жизни пассажиров
  1. Разработка программы мероприятий по уменьшению частоты транспортных происшествий, событий, тяжести их последствий и достижению установленных целевых показателей безопасности движения АО «ФПК» на 2024 год
  2. Проведение претензионной работы
  3. Проведение инструктажей сотрудникам поездных бригад по вопросам выполнения требований нормативно‑технической документации, в том числе по действиям в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций в пути следования поездов
  4. Своевременное информирование сотрудников филиалов АО «ФПК» и их структурных подразделений об изменениях порядка обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также на железнодорожном пути, находящемся в ведении функционального филиала или структурного подразделения ОАО «РЖД»
  5. Проведение разборов случаев нарушения безопасности движения, разработка планов корректирующих мероприятий по допущенным случаям нарушения безопасности движения
Контрольные процедуры:
  • осуществление мониторинга выполнения целевых показателей надежности технических средств, снижения технологических нарушений и поездо‑часов потерь от них;
  • проведение анализа надежности и качества пассажирских вагонов парка АО «ФПК»;
  • осуществление контроля за сроками выполнения плановых видов ремонта и технического обслуживания, в том числе с использованием АСУ ПВ
2 Снижение количества отправленных пассажиров
  1. Снижение уровня удовлетворенности пассажиров
  2. Снижение доходов от перевозки пассажиров
  3. Снижение доходов по прочим видам деятельности
  1. Анализ показателей работы пассажирских поездов АО «ФПК» с принятием управленческих решений в соответствии с результатами анализа
  2. Реализация маркетинговых инициатив и управление тарифами
  3. Подготовка предложений по разработке графика движения пассажирских поездов
  4. Подготовка предложений и согласование схем составов пассажирских поездов во внутригосударственном сообщении
  5. Разработка предложений по оптимизации показателей на основе проведенного анализа информации о сезонах спада пассажирских перевозок
  6. Продолжение работы по введению невозвратных билетов на железнодорожном транспорте
3 Неисполнение инвестиционных проектов
  1. Дефицит подвижного состава для обеспечения перевозок
  2. Снижение уровня удовлетворенности пассажиров
  1. Проведение переговоров с контрагентами по своевременной поставке подвижного состава, согласование графика восполнения допущенного отставания при несвоевременных поставках
  2. Формирование планов мероприятий по восполнению допущенного отставания.
  3. Ведение претензионной работы с контрагентами
  4. Установка реалистичных сроков в договорах, проработка вопроса по заключению рамочных договоров
  5. Автоматизация процесса закупочной деятельности
  6. Переговоры с потенциальными исполнителями о снижении цены договора, объявление повторного конкурса с более высокой ценой
Контрольные процедуры:
  • мониторинг поставленных вагонов в плановом периоде;
  • анализ баланса парка вагонов на достаточность рабочего парка для вывоза пассажиров в пиковый период
4 Нарушение в работе критической ИТ‑инфраструктуры Неработоспособность автоматизированных систем, вычислительного и периферийного оборудования, устройств связи и телекоммуникаций на объектах АО «ФПК»
  1. Своевременная замена оборудования, выработавшего срок эксплуатации
  2. Резервирование критически важных узлов инфраструктуры
  3. Разработка регламентов:
      • распечатка бумажных посадочных ведомостей на время восстановления работоспособности ИС;
      • использование альтернативных ИС и координация действий с сотрудниками региональных подразделений;
      • разработка регламентов по восстановлению работоспособности ИС для минимизации времени простоя
  4. Замена иностранного ПО на отечественные аналоги
Мероприятия:
  • поиск альтернативного ПО;
  • разработка альтернативного ПО
Контрольные процедуры:
  • проведение анализа на предмет наличия лицензий и окончания сроков действия лицензий
5 Коррупционный риск
  1. Репутационный ущерб
  2. Ущерб для Компании

Реализация Плана противодействия коррупции в АО «ФПК» на 2021–2024 годы и планов мероприятий по минимизации коррупционных рисков в подразделениях АО «ФПК»

Контрольные процедуры:
  • мониторинг и анализ выполнения мероприятий, предусмотренных Планом противодействия коррупции в АО «ФПК» на 2021–2024 годы, а также планами мероприятий по минимизации коррупционных рисков в подразделениях;
  • реализация Плана проведения проверок соблюдения требований нормативных документов в сфере предупреждения и противодействия коррупции на 2024 год;
  • мониторинг и анализ уголовных дел коррупционной направленности
6 Снижение удовлетворенности пассажиров качеством обслуживания Снижение количества отправленных пассажиров
  1. Анализ показателей работы пассажирских поездов АО «ФПК» с последующим принятием управленческих решений на основе этого анализа
  2. Реализация маркетинговых инициатив и управление тарифами
  3. Подготовка предложений по разработке графика движения пассажирских поездов
  4. Подготовка предложений и согласование схем составов пассажирских поездов во внутригосударственном сообщении
  5. Разработка предложений по оптимизации показателей на основе проведенного анализа информации о сезонах спада пассажирских перевозок
  6. Продолжение работы по введению невозвратных билетов на железнодорожном транспорте
7 Увеличение себестоимости пассажирских перевозок (удельных расходов на 10 пасс.‑км) к плану Превышение затрат к объемам перевозок
  1. Снижение расходов за счет повышения использования вместимости подвижного состава
  2. Привлечение студентов МООО «РСО» к летним и зимним перевозкам
  3. Снижение затрат на обучение и подготовку кадров
  4. Анализ предикативных индикаторов риска