Ключевые проекты 2024 года

Дневные поезда

По итогам 2024 года поездами дальнего следования с дневным режимом пропуска перевезено порядка 20,0 млн пассажиров, что на 0,6 % выше уровня 2023 года. Доля перевозок пассажиров дневными поездами от общего годового объема перевозок АО «ФПК» составила 18,0 %.

В графике движения поездов 2023/2024 годов предусмотрено курсирование 67 пар дневных поездов по 38 маршрутамВ том числе Москва – Минск, Москва – Санкт‑Петербург, Москва – Нижний Новгород, Москва – Липецк, Москва – Ярославль, Москва – Белгород, Москва – Смоленск, Москва – Курск, Москва – Брянск, Москва – Воронеж, Москва – Саранск, Краснодар – Адлер, Краснодар – Имеретинский курорт и др..

Динамика объемов перевезенных пассажиров дневными поездами с 2015 года, млн человек
> 19,9 млн
пассажиров по итогам 2024 года
+0,6 % к уровню 2023 года
Количество перевезенных пассажиров, тыс. человек
38 маршрутов
67 пар поездов

Двухэтажные поезда

За 2024 год двухэтажными поездами перевезено свыше 14,3 млн пассажиров, что на 12,1 % выше уровня 2023 года. Доля перевозок пассажиров двухэтажными поездами от общего годового объема перевозок АО «ФПК» составила 12,9 %.

В графике движения поездов 2023/2024 годов предусмотрено курсирование 32 пар двухэтажных поездов по 22 маршрутамВ том числе Санкт‑Петербург – Москва, Санкт‑Петербург – Белгород, Москва, Санкт‑Петербург – Адлер, Воронеж – Москва, Москва – Самара, Ижевск, Пенза, Тольятти, Кисловодск – Москва, Петрозаводск – Москва, Москва – Брянск, Санкт‑Петербург – Мурманск, Москва – Ульяновск, Йошкар‑Ола, Чебоксары, Москва – Орск, Уфа/Самара – Имеретинский курорт, Имеретинский курорт – Москва, Петрозаводск – Санкт‑Петербург, Санкт‑Петербург – Самара и др..

В рамках расширения полигона курсирования двухэтажных поездов с декабря 2024 года назначены новые поезда: № 61/62 Санкт‑Петербург – Москва в общем обороте с поездом № 63/64 Самара – Санкт‑Петербург, № 265/266 Москва – Новороссийск, № 391/392 Челябинск – Москва, который является первым среди двухэтажных поездов, связывающих Москву с Уральским регионом России, скоростные поезда «Аврора» в двухэтажном исполнении № 741/742, № 743/744 Санкт‑Петербург – Москва.

Динамика объемов перевезенных пассажиров двухэтажными поездами с 2015 года, млн человек
> 14,3 млн
пассажиров по итогам 2024 года
+12,1 % к уровню 2023 года
Количество перевезенных пассажиров, тыс. человек
22 маршрута
32 пары поездов

Скоростные поезда

В 2024 году скоростные поезда формирования АО «ФПК» перевезли свыше 11,4 млн пассажиров, что на 6,8 % выше уровня 2023 года. Доля перевозок пассажиров скоростными поездами от общего годового объема перевозок АО «ФПК» составила 10,2 %.

В графике движения поездов 2023/2024 годов предусмотрено курсирование 28 пар скоростных поездов формирования АО «ФПК» по восьми маршрутамМосква – Нижний Новгород, Москва – Смоленск, Москва – Воронеж, Москва – Курск, Москва – Брянск, Москва – Белгород, Москва – Минск, Москва – Санкт‑Петербург..

На маршрут Москва – Санкт‑Петербург с декабря 2024 года спустя 14 лет вернулись скоростные поезда «Аврора» (поезда № 741/742, № 743/744).

Динамика объемов перевезенных пассажиров скоростными поездами с 2015 года, млн человек
> 11,4 млн
пассажиров по итогам 2024 года
+6,8 % к уровню 2023 года
Количество перевезенных пассажиров, тыс. человек
8 маршрутов
28 пар поездов

Туристические поезда

В 2024 году количество туристических поездов АО «ФПК» увеличилось до 28. За год путешествия на туристических поездах совершили 114, 4 тыс. человек (+16,5 % к 2023 году).

Традиционно популярными маршрутами являются «Жемчужина Кавказа», «В Карелию», «Сочи», «По Золотому кольцу», «Зимняя сказка» и др.

Пассажирам предложены новые туристические продукты: «Жигулевские выходные», «Жемчужина Кавказа» из Тюмени, Екатеринбурга, Самары», «Малахит», «Две губернии».

Туры в Республику Беларусь и Республику Абхазия осуществлялись в рамках проектов «Белорусский вояж», «Сочи», «Рица».

Вагоны‑автомобилевозы

4,9 тыс. транспортных средств перевезено в вагонах‑автомобилевозах, курсирующих в составах поездов формирования АО «ФПК» по следующим маршрутам:

  • Хабаровск – Новый Ургал;
  • Санкт‑Петербург – Адлер;
  • Москва – Санкт‑Петербург;
  • Москва – Адлер;
  • Москва – Владивосток.

По итогам 2024 года наиболее популярными маршрутами перевозки стали Москва – Адлер, Санкт‑Петербург – Адлер, Владивосток – Москва, а также Хабаровск – Новый Ургал.

Размеры движения и назначение новых поездов

В нормативном графике движения поездов на 2023/2024 годы общие размеры движения пассажирских поездов формирования АО «ФПК» составили 491 пару, в том числе категории «скорый» – 298 пар, «пассажирский» – 165 пар, «скоростной» – 28 пар. С целью повышения эффективности работы и рационального использования подвижного состава в графике движения поездов на 2023/2024 годы предусмотрено курсирование 162 пар многогруппных поездов.

В целях улучшения транспортной доступности регионов и привлечения дополнительного пассажиропотока назначены поезда по новым маршрутам:

  • № 141/142 Смоленск – Архангельск;
  • № 265/266 Тюмень – Кисловодск;
  • № 559/560 Волгоград – Ростов;
  • № 517/518 Саратов – Мурманск;
  • № 143/144 Смоленск – Мурманск;
  • № 203/204 Санкт‑Петербург – Белгород;
  • № 27/28 Владивосток – Благовещенск;
  • № 149/150 Самара – Минск;
  • № 117/118 Санкт‑Петербург – Лабытнанги;
  • № 99/100 Нижний Новгород – Лабытнанги.

Кроме этого, организовано курсирование беспересадочных вагонов по новым маршрутам:

  • Элиста – Адлер;
  • Пермь – Кисловодск;
  • Астрахань – Анапа;
  • Грозный – Казань;
  • Челябинск – Ташкент;
  • Тюмень – Дербент.
Размеры движения и назначение новых поездов

Международное сообщение

В отчетном году внимание АО «ФПК» было сфокусировано на развитии международных пассажирских перевозок в сообщении с дружественными странами ближнего зарубежья. Компания обеспечила железнодорожное пассажирское сообщение Российской Федерации с Республикой Абхазия, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан, Монголией, Китайской Народной Республикой (КНР) и Корейской Народно‑Демократической Республикой (КНДР).

Учитывая емкость рынка пассажирских перевозок между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, международное сотрудничество в 2024 году было сосредоточено на наращивании объемов перевозок. В частности, организовано курсирование третьей пары «Ласточка» № 719/720 Москва – Минск три раза в неделю.

С декабря 2024 года восстановлено пассажирское железнодорожное сообщение между столицами Российской Федерации и Киргизской Республики (Бишкек), Республики Узбекистан (Ташкент), крупным промышленным и культурным центром Республики Казахстан (Караганда), между административным центром Новосибирской области и центром горнодобывающей и металлургической промышленности Республики Казахстан (Риддер), а также между приграничными станциями Российской Федерации (Гродеково) и КНР (Суйфэньхэ), Российской Федерации (Хасан) и КНДР (Туманган).

До ежедневной увеличена периодичность курсирования поездов № 80/79 Калининград – Санкт‑Петербург, № 148/147 Калининград – Москва, следующих транзитом через Республику Беларусь и Литовскую Республику, организовано курсирование беспересадочных групп вагонов Минск – Мурманск, Смоленск – Санкт‑Петербург, Калининград – Мурманск и Калининград – Минеральные Воды.

Импортозамещение

В условиях санкционной политики, проводимой недружественными странами, не первый год вводятся ограничительные меры в отношении транспортной отрасли Российской Федерации, включая железнодорожный транспорт. Из‑за ограничения поставок необходимых комплектующих зарубежного производства возникают риски обеспечения бесперебойности процесса перевозки и поддержания исправного состояния парка подвижного состава.

Работа по импортозамещению деталей в конструкции пассажирского подвижного состава начата АО «ФПК» в марте 2022 года и проводится в рамках отраслевых мероприятий, проводимых ОАО «РЖД». Для управления процессом импортозамещения в масштабах отрасли создана автоматизированная информационная система «Импортозамещение» ОАО «РЖД» (далее – АИС), обеспечивающая учет импортной и импортосодержащей продукции, применяемой в функционале подразделений Холдинга, а также позволяющая вести учет и подбор аналогов продукции, требующей замещения. Начиная со второй половины 2023 года Компании предоставлен доступ к этой системе. По состоянию на начало 2024 года в АИС отражено 334 единицы импортозависимой продукции (в том числе 264 единицы – применяемые при изготовлении нового подвижного состава, 70 – применяемые при его техническом обслуживании и ремонте). По результатам работ, проведенных совместно с производителями подвижного состава и комплектующих для железнодорожной техники, определены аналоги для 301 единицы продукции.

2 июля 2024 г. утверждена Сводная программа достижения технологического суверенитета холдинга «РЖД» на 2024 год № 1625/р, составной частью которой является подпрограмма достижения технологического суверенитета АО «Федеральная пассажирская компания».

В подпрограмме сформирован перечень импортной и импортосодержащей продукции – запасных частей, комплектующих и материалов, закупаемых и необходимых к закупке в 2024 году для технического обслуживания и ремонта пассажирских вагонов локомотивной тяги. Перечень включает 33 позиции, из которых:

  • три позиции – пассажирские вагоны локомотивной тяги;
  • 30 позиций – запасные части и материалы для технического обслуживания и ремонта пассажирских вагонов (по итогам работы в 2024 году количество позиций сокращено до 11).

В 2024 году с положительными результатами завершено проведение тормозных испытаний двухэтажных вагонов, эксплуатируемых на тележках с пневмоподвешиванием, в конструкции которых применены отечественные узлы и компоненты (диск тормозной, блок клещевого механизма, система противоюзной защиты).

По результатам испытаний отечественные комплектующие введены в конструкторскую документацию на вагоны, запланированные к приобретению, что усилило технологический суверенитет Компании.

Импортозамещение

Цифровые проекты

Цифровая трансформация в АО «ФПК»

В 2024 году цифровая трансформация в АО «ФПК» осуществлялась согласно Стратегии цифровой трансформации АО «ФПК» (далее – Стратегия), разработанной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации для акционерных обществ с государственным участием и утвержденной решением Совета директоров АО «ФПК»Протокол заседания Совета директоров АО «ФПК» от 19 июня 2023 г. № 21.. В 2024 году Стратегия была актуализирована решением Совета директоров АО «ФПК» в связи с требованиями по полному импортозамещению отдельных классов программного обеспечения (далее – ПО) и применению технологий искусственного интеллектаПротокол заседания Совета директоров АО «ФПК» от 2 сентября 2024 г..

В рамках цифровой трансформации в 2024 году более 5 тыс. автоматизированных рабочих мест переведено на отечественную операционную систему Astra Linux, заменено более 9,5 тыс. устройств контроля легитимности электронных билетов (все устройства переведены на российскую операционную систему «Аврора»), импортозамещено более 7 тыс. единиц радиостанций, периферийного, сетевого и серверного оборудования, импортозамещено программное обеспечение по 34 из 38 классов ПО, используемых в Компании.

Благодаря мероприятиям по импортозамещению ПО и радиоэлектронной продукции удалось повысить технологическую независимость Компании, обеспечить непрерывное функционирование бизнес‑процессов, комфорт и безопасность клиентов.

В рамках Стратегии за 2024 год реализованы следующие проекты цифровой трансформации:

  • корпоративный портал «ФПК ИНФО» позволяет любому сотруднику, независимо от его местоположения, в едином окне получать информацию по своему доходу, отпуску, льготам, пенсии, заказывать различные справки и копии документов, а также заниматься самообразованием здесь и сейчас и управлять своей карьерой. Активная аудитория корпоративного портала «ФПК ИНФО» в 2024 году составила 39 тыс. человек;
  • автоматизированная система оценки и построения рейтингов персонала, вагонов и поездов на основании мнения клиентов позволяет в автоматизированном режиме анализировать отзывы пассажиров и формировать оценки для сотрудников Компании. За 2024 год сотрудники поездных бригад получили в системе 1,3 млн оценок. На основе полученной информации формируются рейтинги и оперативно принимаются решения для повышения удовлетворенности клиентов Компании;
  • автоматизированная система управления службы поддержки пользователей ИТ‑услуг, планирования, реализации и контроля исполнения программы информатизации позволяет автоматизировать процессы службы поддержки и процессы формирования и управления программой цифровизации АО «ФПК». За ноябрь – декабрь 2024 года в системе отработано более 700 заявок на техническую поддержку пользователей.

Для автоматизации рутинных операций в АО «ФПК» в 2024 году внедрены первые программные роботы, среди которых – роботы по формированию отчетности из Единой корпоративной автоматизированной системы управления финансами и ресурсами, обработке резюме соискателей, автоматизации юридических операций. Всего введено в эксплуатацию восемь программных роботов.

Реализация описанных выше проектов позволила улучшить клиентский опыт, повысить прозрачность бизнес‑процессов и эффективнее использовать ресурсы Компании.

В отчетном году проекты АО «ФПК» отмечены престижными наградами в сфере цифровой трансформации:

  • премия Digital Leaders Award 2024 в номинации «Платформа года»;
  • премия «Время инноваций» в категории «VR/AR и мобильные приложения»;
  • премия ComNews Awards 2024 в номинации «Лучшее цифровое решение на базе отечественной мобильной операционной системы в транспорте».

На 2025 год запланированы разработка и развитие информационных систем и цифровых сервисов, а также продолжение перехода на отечественное ПО и радиоэлектронную продукцию.

Показатели цифровой трансформации, %
Показатель 2022 2023 2024
Доля расходов на закупку российского ПО и связанных с ним работ (услуг) в общем объеме расходов на закупку ПО и связанных с ним работ (услуг) 56,5 90,3 94,5
Доля расходов на закупку российской радиоэлектронной продукции в общем объеме расходов на закупку радиоэлектронной продукции 70,0 95,9 98,1
Доля выручки в цифровых каналах 69,3 75,0 77,9
Цифровые проекты